Конфликты между взрослыми и детьми происходят постоянно. В одних случаях дело заканчивается невысказанной, затаенной обидой. В других – открытым спором, а порой –настоящей баталией. Как же сохранить в семье мир, доверие и взаимопонимание? Научиться разрешать конфликтные ситуации конструктивно.

Неконструктивные способы решения конфликтов:

Позиция родителей: «настоять на своем». Некоторые полагают, что необходимо сломать сопротивление ребенка. Однако подобным поведением они показывают ему, что нужно всегда добиваться желаемого, не считаясь с мнением другого. Подражая взрослым, ребенок учится применять силовые, авторитарные методы разрешения конфликтных ситуаций, отказывается идти на уступки, искать компромиссное решение.

К такому же неконструктивному способу относятся и мягкие, но настойчивые требования родителей выполнить их желания. Используя тактику психологического давления, взрослые показывают, что личные интересы ребенка не имеют значения: делать ему придется то, чего хотят родители. Если дети всегда оказываются побежденными, то накопленные обиды и озлобленность делают их либо чересчур пассивными, либо агрессивными.

Позиция родителей: «уступить, но сохранить мир». В таких случаях ребенок растет излишне эгоистичным, не способным себя организовать, не приученным к порядку. Однако во взрослой жизни никто не хочет потакать людям с завышенными требованиями к окружающим, не умеющим договариваться и идти на уступки. В результате, повзрослев, человек столкнется с насмешками, неприятием, одиночеством. Как же научить ребенка отстаивать свои убеждения, реализовывать потребности и при этом считаться с чувствами окружающих? Как поступать в случае столкновения интересов? Чтобы благополучно выйти из конфликтной ситуации, нужно повести дело так, чтобы обе стороны оказались в выигрыше.

Конструктивный способ разрешения семейных конфликтов:

  • Выяснение позиции ребенка. Выслушав ребенка, важно уточнить, чего именно он хочет, что его затрудняет, что для него важно. Когда дети убеждаются, что их проблемы слышат, они стараются понять и чувства родителей.

  • Сообщение ребенку о своих переживаниях, желаниях, интересах. Взрослому важно определить, какая из его потребностей ущемлена, и есть ли основание для конфликта. Рассказывая о своих чувствах, важно говорить от первого лица, то есть использовать «я-сообщения».

  • Сбор предложений. Задайте вопросы: «Как нам быть?», «Что нам придумать?». Дайте ребенку возможность первому найти решение, а затем озвучьте свои варианты. Никакие предложения нельзя отвергать. Помните: вы просто рассматриваете возможные выходы из ситуации.

  • Оценка вариантов и выбор наиболее предпочтительного. Обсудите все предложения вместе с ребенком. Наилучшим будет то, которое вы поддержите единодушно.

  • Детализация выбранного решения. К примеру, вы определились, что ребенок достаточно взрослый, чтобы самостоятельно завтракать перед школой. А для этого необходимо показать ему, где лежит еда, как ее разогревать и т.д.

  • Выполнение и проверка исполнения решения. Если вы, к примеру, разделили домашние обязанности, то лучше проконтролировать, все ли делается регулярно. При этом не стоит упрекать ребенка, если у него что-то не выходит, или он забывает о чем-нибудь. Выберите удобный момент и поинтересуйтесь, как у него идут дела, все ли получается. Хорошо, если о своих неудачах ребенок расскажет сам. Постарайтесь также выяснить причину невыполнения обязанностей: может быть, при принятии решения вы что-то не учли, возможно, ребенку нужна помощь или он хочет получить более ответственное поручение.

Разрешение конфликтных ситуаций конструктивным способом помогает сохранить дружеские отношения в семье. Кроме того, дети учатся лучше понимать свои желания, считаться с чувствами и потребностями родителей и находить выход из сложных ситуаций.

Если Вам понравилась статья, оцените ее, поделитесь со знакомыми посредством социальных сетей нажав кнопку ниже, либо обсудите оставив комментарий ниже!

—————————————————

Источник  — здесь (перейти по ссылке)