Развитие детей 3-4-х лет

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка.

Особенности психического развития:

Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Ведущая деятельность — игра. В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями.

Математические представления:

В 3-4 года ребенок может:

  • считать до трех в прямом и обратном порядке;

  • при пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)

  • сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;

  • ориентироваться в пространстве (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)

  • ориентироваться в понятиях «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;

  • знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;

  • различать предметы по форме, размеру и цвету

  • знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.

В 3-4 года ребенок может:

  • понимать речь взрослого.

  • учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;

  • различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;

  • знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;

  • уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;

  • иметь словарный запас более 1500 слов.

Окружающий мир:

В 3-4 года ребенок может:

  • различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;

  • владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;

  • учить названия времен года, их последовательность и признаки;

  • различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать, что где растет;

  • учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;

  • знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;

  • иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;

  • знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;

  • иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);

  • знать о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);

Логическое мышление:

В 3-4 года ребенок может уметь:

  • объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;

  • объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);

  • в группе предметов находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);

  • складывать разрезную картинку из 4-6 частей.

Развитие мелкой моторики рук:

В 3-4 года ребенок может:

  • учиться правильно держать в руке карандаш, кисть;

  • учиться обводить простые легкие рисунки;

  • уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;

  • учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;

  • учиться действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по контуру;

  • учиться выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;

  • учиться лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой, плющить, отщипывать часть от целого;

Развитие детей 4-5 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 4-5 лет

В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

 Логическое мышление

Ребенок в возрасте  4 — 5 лет должен уметь:

  • Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.

  • Находить сходства и отличия  между  предметами. Находить пару каждому предмету.

  • Собирать пирамидку без посторонней помощи.

  • Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.

  • Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан — фрукты;  стол, стул, диван — мебель,  и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.

  • Складывать по образцу постройки из конструктора.

  • Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.

  • Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных;  уметь запоминать  связанных по смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.

  • Находить сходства и различия предметов.

 Математика

Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

  • Различать и называть части суток, времена года

  • Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.

  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.

  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.

  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

  • Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.

  • Понимать значение: больше — меньше, поровну.

  • Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.

  • Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

  • Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).

Развитие речи

Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

  • Понимать речь окружающих.

  • Использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.

  • Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.

  • Находить предмет по описанию. Описать предмет.

  • Составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.

  • Понимать, употреблять, составлять слова — антонимы (теплый — холодный, низкий — высокий и т.д.).

  • Называть существительные в единственном и множественном числе (груша — груши).

  • Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).

  • Выделять первый звук в слове.

  • Читать наизусть небольшие стихотворения.

  • Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

  • Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

  • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну.

  • Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.

  • Понимать отличие строения  человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).

  • Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

  • Различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по коре и листьям. Знать условия, необходимые для роста и развития растений.

  • Называть домашних и диких животных и их детёнышей.

  • Называть насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).

  • Назвать какие бывают профессии,  чем занимаются люди этих профессий.

 Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).

  • Самостоятельно  раздеваться, одеваться с  помощью взрослого.

  • Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.

  • Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.

  • Правильно удерживать в руке карандаш.

  • Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

  • Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:

  • Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.

  • Изображать предметы , передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.

  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.

  • Создавать узор на круге, квадрате.

  • Создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.

  • Использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.

  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

  • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

  • Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Развитие детей 5-6 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте 5-6 лет должен уметь:

  • Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.

  • Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.

  • Сравнивать два изображения по памяти.

  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

  • Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

  • Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

  • Находить 4-5 пар одинаковых предметов.

  • Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.

  • Запоминать 8 слов из 10 предложенных.

 Математика

Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

  • Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

  • Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.

  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

  • Сравнивать 10 предметов ,размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).

  • Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Развитие речи

Ребенок в возрасте  5 — 6 лет должен уметь:

  • Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.

  • Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

  • Определять место звука в слове.

  • По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.

  • Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).

  • Замечать неправильную постановку ударения в слове.

  • Подбирать к существительному несколько прилагательных.

  • Заменять слово другим словом со сходным значением.

  • Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.

  • Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.

  • Правильно произносить все звуки.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте  5 — 6 лет должен уметь:

  • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.

  • Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.

  • Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.

  • Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.

  • Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.

  • Знать своих родственников, домашний адрес.

  • Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.

  • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.

  • Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.

  • Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

  • Знать два — три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.

  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.

  • Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре — пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.

  • Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте  5 — 6 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).

  • Самостоятельно раздеваться, одеваться.

  • Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

  • Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).

  • Завязывать узелки на веревке.

  • Ориентироваться в тетради в клетку

  • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

 Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:

  • Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.

  • Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.

  • Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.

  • Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

  • Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.

  • Владеть навыком округлого раскатывания

  • Владеть навыком рационального деление пластилина

  • Использовать в работе стеку

  • Умение передавать в лепке движения

  • Правильно держать ножницы и действовать ими

  • Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.

  • Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой

  • Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Развитие детей 6-7 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 6-7 лет

У детей этого возраста формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.

На смену непосредственности приходит «манерничанье», своеобразное «кривляние».

Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности.

В этом возрасте деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Соподчинение мотивов — такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Более сложными становятся игровые действия. В сюжетно-ролевых играх дети осваивают взаимодействия людей, отражающие различные жизненные ситуации: свадьбу, лечение в больнице, бытовые сюжеты. В игре дети могут играть сразу несколько ролей, менять их, комментировать роли других.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время сосредоточения достигает 30 минут.

 Логическое мышление

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Запоминать 9-10 слов из 10 предложенных после трехкратного повторения.

  • Находить и объяснить сходства и различия предметов.

  • Группировать предметы по признакам.

  • Раскладывать картинки с развивающимся сюжетом (что сначала, что потом).

  • Находить лишний предмет в группе.

  • Решать головоломки, логические задачи.

  • Описывать по памяти предмет, событие, явление.

  • Повторить по памяти предложение из 5-6 слов.

  • Ответить на вопрос: «Зачем нужно идти в школу».

 Математика

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года по порядку.

  • Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар, куб, цилиндр и др.) и их свойствах. Составлять композиции из фигур.

  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), прямой и обратный счет, соседей числа. Сравнение чисел.

  • Соотносить цифры (0-9) с количеством предметов.

  • Решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.

  • Сравнивать 2 группы предметов, используя знаки сравнения «>», «<».

  • Сравнивать предметы по длине, измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.

  • Знать и называть основные цвета спектра и оттенки.

  • Определять время по часам с точностью до 1 часа.

 Развитие речи

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Различать на слух и четко произносить все звуки родного языка.

  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком. Называть последовательности звуков в словах, слов в предложении.

  • Употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

  • Составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин с развивающимся сюжетом, из личного опыта по заданному плану или образцу.

  • Пересказывать и драматизировать небольшие произведения.

  • Говорить спокойно, не повышая голоса.

  • Вести беседу: задавать вопросы, отвечать на вопросы, аргументируя ответ, рассказывать о явлениях, событиях.

  • Употреблять вежливые слова в общении с взрослыми и сверстниками.

  • Читать наизусть стихи.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Называть свое имя, фамилию, отчество, дату своего рождения, домашний адрес.

  • Фамилии, имена, отчества своих родителей.

  • Называть свою страну, узнавать флаг, герб; иметь представление о президенте.

  • Различать и называть виды транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный).

  • Соблюдать правила дорожного движения (светофор, некоторые дорожные знаки и их назначение).

  • Различать и называть электроприборы, бытовую технику и их назначение.

  • Определять материалы, из которого сделаны предметы. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

  • Выделять существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

  • Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

  • Понимать связь между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

  • Классифицировать представителей животного и растительного мира.

  • Ухаживать за растениями и животными.

 Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться носовым платком, расческой, следить за своим внешним видом.

  • Быстро и самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать шнурки.

  • Аккуратно складывать в определенном порядке или вешать одежду в определенном месте; следить за чистотой одежды и обуви.

  • Рисовать на бумаге в клетку узоры, схемы.

  • Точно копировать простой узор.

  • Писать графические диктанты на листе в клетку («одна клетка вправо, две клетки верх, и т. д.»)

 Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные, сюжетные и декоративные композиции.

  • Использовать разные способы изображения и материалы.

  • Детально и пропорционально изображать человека.

  • Лепить предметы, правильно передавая их форму, размер, пропорции, позы.

  • Создавать сюжетные композиции из нескольких фигур

  • Пользоваться ножницами.

  • Создавать изображения предметов, сюжетные индивидуальные и коллективные композиции.

  • Пользоваться в работе бумагой различной фактуры.

  • Пользоваться различными способами обрывания и вырезания.

————————————

Источник: перейти по ссылке