Развитие детей 3-4-х лет
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка.
Особенности психического развития:
Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.
Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.
К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.
Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.
Ведущая деятельность — игра. В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями.
Математические представления:
В 3-4 года ребенок может:
-
считать до трех в прямом и обратном порядке;
-
при пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)
-
сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;
-
ориентироваться в пространстве (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)
-
ориентироваться в понятиях «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;
-
знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;
-
различать предметы по форме, размеру и цвету
-
знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.
В 3-4 года ребенок может:
-
понимать речь взрослого.
-
учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;
-
различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
-
знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;
-
уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
-
иметь словарный запас более 1500 слов.
Окружающий мир:
В 3-4 года ребенок может:
-
различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;
-
владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;
-
учить названия времен года, их последовательность и признаки;
-
различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать, что где растет;
-
учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;
-
знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;
-
иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;
-
знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
-
иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);
-
знать о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);
Логическое мышление:
В 3-4 года ребенок может уметь:
-
объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;
-
объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
-
в группе предметов находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);
-
складывать разрезную картинку из 4-6 частей.
Развитие мелкой моторики рук:
В 3-4 года ребенок может:
-
учиться правильно держать в руке карандаш, кисть;
-
учиться обводить простые легкие рисунки;
-
уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
-
учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;
-
учиться действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по контуру;
-
учиться выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;
-
учиться лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой, плющить, отщипывать часть от целого;
Развитие детей 4-5 лет
Особенности психического развития ребенка в возрасте 4-5 лет
В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:
-
Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
-
Находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
-
Собирать пирамидку без посторонней помощи.
-
Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
-
Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан — фрукты; стол, стул, диван — мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
-
Складывать по образцу постройки из конструктора.
-
Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
-
Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных; уметь запоминать связанных по смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.
-
Находить сходства и различия предметов.
Математика
Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:
-
Различать и называть части суток, времена года
-
Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
-
Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
-
Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
-
Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
-
Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
-
Понимать значение: больше — меньше, поровну.
-
Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
-
Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
-
Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).
Развитие речи
Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:
-
Понимать речь окружающих.
-
Использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
-
Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
-
Находить предмет по описанию. Описать предмет.
-
Составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
-
Понимать, употреблять, составлять слова — антонимы (теплый — холодный, низкий — высокий и т.д.).
-
Называть существительные в единственном и множественном числе (груша — груши).
-
Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
-
Выделять первый звук в слове.
-
Читать наизусть небольшие стихотворения.
-
Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
-
Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:
-
Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну.
-
Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
-
Понимать отличие строения человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).
-
Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
-
Различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по коре и листьям. Знать условия, необходимые для роста и развития растений.
-
Называть домашних и диких животных и их детёнышей.
-
Называть насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).
-
Назвать какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:
-
Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).
-
Самостоятельно раздеваться, одеваться с помощью взрослого.
-
Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
-
Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
-
Правильно удерживать в руке карандаш.
-
Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
-
Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
Изобразительная деятельность
Ребенок в возрасте 4 — 5 лет должен уметь:
-
Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
-
Изображать предметы , передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
-
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
-
Создавать узор на круге, квадрате.
-
Создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.
-
Использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
-
Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
-
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
-
Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
-
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Развитие детей 5-6 лет
Особенности психического развития ребенка в возрасте 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте 5-6 лет должен уметь:
-
Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.
-
Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.
-
Сравнивать два изображения по памяти.
-
Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
-
Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
-
Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
-
Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
-
Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.
-
Запоминать 8 слов из 10 предложенных.
Математика
Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:
-
Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
-
Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
-
Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
-
Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
-
Сравнивать 10 предметов ,размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
-
Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Развитие речи
Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:
-
Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
-
Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
-
Определять место звука в слове.
-
По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.
-
Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
-
Замечать неправильную постановку ударения в слове.
-
Подбирать к существительному несколько прилагательных.
-
Заменять слово другим словом со сходным значением.
-
Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
-
Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
-
Правильно произносить все звуки.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:
-
Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
-
Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.
-
Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
-
Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
-
Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
-
Знать своих родственников, домашний адрес.
-
Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
-
Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.
-
Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
-
Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
-
Знать два — три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.
-
Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
-
Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре — пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
-
Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:
-
Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
-
Самостоятельно раздеваться, одеваться.
-
Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
-
Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).
-
Завязывать узелки на веревке.
-
Ориентироваться в тетради в клетку
-
Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Изобразительная деятельность
Ребенок в возрасте 5 — 6 лет должен уметь:
-
Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
-
Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
-
Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.
-
Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
-
Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
-
Владеть навыком округлого раскатывания
-
Владеть навыком рационального деление пластилина
-
Использовать в работе стеку
-
Умение передавать в лепке движения
-
Правильно держать ножницы и действовать ими
-
Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
-
Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой
-
Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
Развитие детей 6-7 лет
Особенности психического развития ребенка в возрасте 6-7 лет
У детей этого возраста формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.
На смену непосредственности приходит «манерничанье», своеобразное «кривляние».
Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности.
В этом возрасте деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.
Соподчинение мотивов — такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».
Более сложными становятся игровые действия. В сюжетно-ролевых играх дети осваивают взаимодействия людей, отражающие различные жизненные ситуации: свадьбу, лечение в больнице, бытовые сюжеты. В игре дети могут играть сразу несколько ролей, менять их, комментировать роли других.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время сосредоточения достигает 30 минут.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:
-
Запоминать 9-10 слов из 10 предложенных после трехкратного повторения.
-
Находить и объяснить сходства и различия предметов.
-
Группировать предметы по признакам.
-
Раскладывать картинки с развивающимся сюжетом (что сначала, что потом).
-
Находить лишний предмет в группе.
-
Решать головоломки, логические задачи.
-
Описывать по памяти предмет, событие, явление.
-
Повторить по памяти предложение из 5-6 слов.
-
Ответить на вопрос: «Зачем нужно идти в школу».
Математика
Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:
-
Различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года по порядку.
-
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
-
Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар, куб, цилиндр и др.) и их свойствах. Составлять композиции из фигур.
-
Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), прямой и обратный счет, соседей числа. Сравнение чисел.
-
Соотносить цифры (0-9) с количеством предметов.
-
Решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.
-
Сравнивать 2 группы предметов, используя знаки сравнения «>», «<».
-
Сравнивать предметы по длине, измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
-
Знать и называть основные цвета спектра и оттенки.
-
Определять время по часам с точностью до 1 часа.
Развитие речи
Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:
-
Различать на слух и четко произносить все звуки родного языка.
-
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком. Называть последовательности звуков в словах, слов в предложении.
-
Употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
-
Составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин с развивающимся сюжетом, из личного опыта по заданному плану или образцу.
-
Пересказывать и драматизировать небольшие произведения.
-
Говорить спокойно, не повышая голоса.
-
Вести беседу: задавать вопросы, отвечать на вопросы, аргументируя ответ, рассказывать о явлениях, событиях.
-
Употреблять вежливые слова в общении с взрослыми и сверстниками.
-
Читать наизусть стихи.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:
-
Называть свое имя, фамилию, отчество, дату своего рождения, домашний адрес.
-
Фамилии, имена, отчества своих родителей.
-
Называть свою страну, узнавать флаг, герб; иметь представление о президенте.
-
Различать и называть виды транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный).
-
Соблюдать правила дорожного движения (светофор, некоторые дорожные знаки и их назначение).
-
Различать и называть электроприборы, бытовую технику и их назначение.
-
Определять материалы, из которого сделаны предметы. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
-
Выделять существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
-
Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
-
Понимать связь между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
-
Классифицировать представителей животного и растительного мира.
-
Ухаживать за растениями и животными.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:
-
Правильно пользоваться носовым платком, расческой, следить за своим внешним видом.
-
Быстро и самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать шнурки.
-
Аккуратно складывать в определенном порядке или вешать одежду в определенном месте; следить за чистотой одежды и обуви.
-
Рисовать на бумаге в клетку узоры, схемы.
-
Точно копировать простой узор.
-
Писать графические диктанты на листе в клетку («одна клетка вправо, две клетки верх, и т. д.»)
Изобразительная деятельность
Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь:
-
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные, сюжетные и декоративные композиции.
-
Использовать разные способы изображения и материалы.
-
Детально и пропорционально изображать человека.
-
Лепить предметы, правильно передавая их форму, размер, пропорции, позы.
-
Создавать сюжетные композиции из нескольких фигур
-
Пользоваться ножницами.
-
Создавать изображения предметов, сюжетные индивидуальные и коллективные композиции.
-
Пользоваться в работе бумагой различной фактуры.
-
Пользоваться различными способами обрывания и вырезания.
————————————